Дорожные и грунтовые катки

Каток дорожный

Дорожные катки предназначены преимущественно для уплотнения основания дорог и их асфальтобетонных покрытий путем укатывания их специальным вальцем. Но такая техника востребована не только при строительстве автодорог, но и при сооружении аэродромов, железнодорожного полотна, подготовке площадок для жилых и промышленных зданий, кортов, стадионов и даже в гидротехническом строительстве.

Для улучшения качества уплотнения слоя и сокращения количества проходов строительной техники используют вибрационные катки. Как правило, они имеют возбудитель вибраций (колебаний вальца) в виде двух эксцентриков, раскручивающихся в одну или в разные стороны – в зависимости от технического решения и оптимальности компоновки каждого конкретного вальца.

Виброкатки бывают прицепными и самоходными, т.е. стационарно установленными на специальное шасси. Самоходные катки являются универсальными машинами, которые в зависимости от типа и компоновки вальца могут уплотнять различные поверхности. Например, катки с гладкими вальцами могут состоять из одного, двух или трех вальцев, кулачковые и решетчатые вальцы бывают одно- и двухсекционными. Если дорожный каток двухосный, то возможно два варианта комплектации вальцами: тремя, (при этом два меньших размещаются на одной оси, а больший третий исполняет роль ведомого) и двумя (расположенными один за другим). В случае, когда самоходная машина имеет три оси, три вальца могут быть одинакового размера и размещаться последовательно один за другим.

Характеристика катка дорожного

Лучше всего дорожный каток характеризуют следующие параметры:

  • диаметр и ширина вальца в мм;
  • максимальный угол, на который может поворачиваться валец во время работы;
  • давление вальца на поверхность, кг/см2;
  • частота и амплитуда вибрации вальца (в ГЦ и мм соответственно);
  • производительность машины – т.е. площадь, уплотненная до нужного состояния за 1 час непрерывной работы;
  • габариты всей машины и минимальный угол разворота;
  • максимальный угол наклона, на котором может эффективно работать дорожный каток без скольжения и пробуксовок.

Современные дорожные катки разрабатываются с учетом санитарно-гигиенических требований, в частности, это касается вибрационных воздействий (виброкатки), от которых может страдать оператор машины. Для этого разработано и применяется множество эффективных методов гашения вибрации в кабине, улучшения шумоизоляции, температурный контроль салона, приборная панель специализированной техники стала эргономичной и удобной, позволяя качественно и безопасно выполнять всю работу.

Сейчас, когда интенсивность транспортных потоков на дорогах неуклонно растет, все чаще при строительстве новых и реконструкции дорог со старым слоем асфальта востребованы передовые технологии, которые позволяют в сжатые сроки строить надежное и долговечное дорожное покрытие. Основной техникой в этом случае стают катки – грунтовые и дорожные, от качества работы которых зависит результат и целесообразность затраченных денежных и временных ресурсов, и даже показатель аварийности на конкретном участке пути (последствия плохой трамбовки грунта/фундамента дороги — образовавшиеся выбоины, неровности, скользкие участки из-за постоянных луж и т.д.) Поэтому нужно особо тщательно выбирать тип катка (вальца), учитывая необходимый коэффициент уплотнения и специфику обрабатываемого участка.

Катки грунтовые

Еще одна разновидность универсальных самоходных машин, которые незаменимы во время строительства дорог и подготовки площадок для постройки зданий – грунтовые катки. Они уплотняют грунт, песок, глину, мелкий гравий, утрамбовывая нужную площадку цилиндрическим катком.

Чаще всего грунтовые катки используются для уплотнения, имеющегося или привозного грунта со специальными вяжущими добавками для формирования базового слоя дорожного полотна. Это своеобразный дорожный фундамент, от качества исполнения (утрамбовки) которого зависит срок службы дороги и целесообразность всех потраченных на ее строительство средств.

Также эти машины используют и для уплотнения пологих откосов, при копании траншей для прокладки трубопроводов, для строительства парковок и игровых площадок. Для выполнения столь разнообразных задач требуются грунтовые катки с большими или меньшими массогабаритными показателями, с разной формой вальца (главная составляющая катка), с возможностью применения вибрации при утрамбовывании поверхности и мн. др. Вибрация в дополнение к статическому давлению позволяет быстро достичь необходимой плотности и водонепроницаемости покрытия (слоя). Иногда опционально производители обеспечивают возможность установки на каток отвала, что существенно экономит затраты при строительстве.

Конфигурация грунтовых катков всегда включает в себя шарнирно-сочлененную раму, передняя часть которой опирается вместо колеса на валец (часто – с вибровозбудителем). Валец приводится в действие гидросистемой от основного двигателя машины. Для очистки вальца (катка) от налипшего грунта применяют специальную систему скребков. На задней части рамы размещается двигатель, гидронасосы, кабина оператора, ведущий мост и колеса. Для того, что было возможно работать на мягких, рыхлых грунтах и глинистых поверхностях с высоким риском пробуксовки, применяют независимые гидравлические контуры для катка (вальца) и задних колес. Во многих моделях проблему пробуксовки решает интеллектуальная система перераспределения мощности и система блокировки дифференциала с повышенным трением. Также в машинах такого типа предпочтение отдают рулевому управлению с гидроусилителями.

Механизм для осуществления вибраций представляет собой ось с двумя эксцентриками. В одном из них (за форму названном” стручковом”) насыпана дробь. Вибрация вальца обеспечивается за счет перекатывания дроби от и до груза, каждый раз меняя его массу и, тем самым, постепенно увеличивая колебания. Другим способом вызвать нужные колебания катка можно изменяя амплитуду при вращении эксцентриков в прямом и обратном направлениях. Вибрация катка резко уменьшает количество проходов, тем самым экономя время проведения работ и приложенные человеческие усилия.

Специальные катки грунтовые

Для качественного уплотнения различных видов грунтов целесообразно использовать специальные катки, например, для работ на несвязных грунтах применяют гладкий валец и шины с неглубоким протектором, для обработки связанных грунтов (в том числе после добавления вяжущих химических веществ) используют кулачковые катки. В случае со связанными грунтами применение кулачкового вальца особенно критично – иначе в результате будет получена тонкая корочка, а нижняя часть грунта останется рыхлой и с плохими несущими показателями. Замена вальцев возможна непосредственно на стройплощадке при наличии специальных опор и крепежей. Этот процесс достаточно трудозатратный, поэтому строители часто используют альтернативный вариант – съемные бандажи на гладкий валец. Такие вальцы из-за ограничений по изменению диаметра катка имеют меньшие кулачки, но при умелом использовании машины не сильно уступают по эффективности заводским. Также достаточно часто используют решетчатые катки – они подходят для трамбовки смешанных грунтов, при этом крупные комки и камни дробятся текстурой решетки.

В большинстве современных моделей сложность управления грунтовым катком сводится лишь к правильно заданным параметрам и откалиброванным сенсорам, измеряющих степень влажности и рыхлости грунта. Высокоинтеллектуальные систему машины сами подбирают оптимальный режим работы виброкатка для конкретно заданного коэффициента уплотнения.

Грунтовые катки бывают одно-, двух- и трехвальцевыми. В последнем случае обычно на одной оси размещается один большой каток, а на другой – два катка меньшего размера. В зависимости от принятых проектных требований и масштаба строительства, глубина трамбовки грунта может варьироваться от 30 до 160 см. Для глубокой трамбовки используются сверхтяжелые катки.

Показ всех 6 элементов